Виктор Николаевич Терский

   В.Н.Терский (1898-1965) - ближайший соратник А.С.Макаренко, проработал в колонии им.М.Горького и коммуне им.Ф.Э.Дзержинского более 15 лет учителем рисования и черчения, а также возглавлял в этих учреждениях внеклассную клубную работу.
   Виктор Николаевич вырос в культурной образованной семье. От отца он унаследовал любовь к чтению, собирательству мудрых мыслей, игр, головоломок, что впоследствии пригодилось ему в клубной и кружковой работе. Учился в реальном, а затем в земледельческом училище. Был одним из учеников И.Е. Репина в живописной мастерской Академии художеств.
   Участвовал в гражданской войне, был ранен. Первые свои «культурные затеи» осуществил уже в тот период среди своих однополчан.После сменил несколько работ. На одной из них, в приёмнике-распределителе беспризорных, узнал от последних, что на Украине есть необычная колония под руководством А.С. Макаренко и направился к нему.
   В.Н.Терский рассказывал, что при поступлении в колонию Антон Семёнович спросил у него: «Вы к нам на время или на всю жизнь? Если на время, то не советую». (Балабанович Е.З. Макаренко: человек и писатель. Москва: Московский рабочий, 1963. С. 91.).
   Так, в возрасте 26 лет Виктор Терский попал к Антону Семёновичу и трудился с ним до самого закрытия коммуны им. Ф.Э.Дзержинского. В области клубной деятельности В.Н.Терский возглавил в колонии им.М.Горького «Мастерскую ИЗО», где слово «ИЗО» быстро стало пониматься не только как «изобразительное искусство», но и как «изобретательство», а затем ещё более расширилось. Вскоре эта мастерская в деловых документах колонии им.М.Горького уже стала именоваться «свободной мастерской», где кроме собственно рисования занимались моделированием (к примеру, изготовлением бумажных моделей правильных геометрических тел), изготовлением доходчивых и художественно украшенных объявлений, плакатов, лозунгов к праздникам (порой, уже в Куряже, и для многих учреждений близлежащего Харькова, например, перед 1 мая), стенгазет, спортивного и хозяйственного инвентаря для колонистов и коммунаров, игрушек и игр, в том числе собственного изобретения.
   Уже в годы сотрудничества с А.С.Макаренко В.Н.Терский стремится собрать и систематизировать опыт и приёмы успешной кружковой и клубной работы, готовит для учащихся рукописную книгу «Интересное» и выполняет все рисунки и чертежи к ней. После закрытия коммуны им. Ф.Э.Дзержинского как воспитательного учреждения, Виктор Николаевич работал завучем в Барыбинском детском доме Московской области, во время Великой Отечественной войны эвакуированном на Урал. По возвращении в Москву В.Н.Терский трудился методистом в Центральном доме детей железнодорожников. Это детское внешкольное учреждение союзного значения, призванное помогать железнодорожным школам и клубам всей страны, с 1942 сразу после защиты кандидатской диссертации (1947) возглавляла Ольга Сергеевна Кель. Тогда и состоялось её знакомство с В.Н.Терским, позже переросшим в длительное педагогическое и творческое сотрудничество.
   Однако в Москве у В.Н.Терского не было собственного жилья и вскоре он был вынужден покинуть столицу. Сначала его пригласили работать в одну из детских колоний в Литве, а затем педагогом в детский дом и среднюю школу в г.Знаменске Калининградской области. Там он преподавал рисование, черчение, труд и по совместительству пение. В тоже время он продолжал вести очень содержательную и интересную внеклассную работу, опыт которой был признан лучшим и предложен для применения школам и детским домам всей Калининградской области (См. Терский В.Н. «Конкурс смекалки». Калининградское книжное издательство, 1958.)
   В 1947 г. О.С.Кель была приглашена на должность старшего научного сотрудника Института истории и теории педагогики АПН СССР, в 1950 г. со стороны В.Т.Терского по почте возобновляется их общение и сотрудничество. В те годы впервые в СССР были созданы школы-интернаты и в связи с этим был поставлен целый ряд новых исследовательских задач. Через дирекцию института Виктор Николаевич получает приглашение участвовать в этой научной работе, в частности, в московской школе-интернате № 12, созданной на основе школы № 545. Директор школы, заслуженный учитель РСФСР В.П.Ильин, сумел собрать в школе коллектив энтузиастов, педагогов-новаторов, среди которых были такие известные педагоги, как Б.П.Никитин, В.К.Дьяченко, Г.В.Воробьёв и другие. В созданной при интернате лаборатории под научным руководством президента АПН СССР И.А.Каирова большое внимание уделялось и внеклассной работе, для организации и исследования которой приглашаются О.С.Кель и В.Н.Терский. Они организуют и проводят «Конкурс смекалки», в который вовлекают большую часть учащихся и учителей, что способствует повышению интереса школьников к учебе и достижению новых успехов в познавательной деятельности учащихся. Именно в эти годы в издательстве АПН СССР была напечатана первая книга В.Н.Терского «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко» (М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959), переиздававшаяся в СССР (1961), а также вскоре вышедшая в ГДР (1962), а затем и в Венгрии (1964).
   Следующим этапом совместной исследовательской работы В.Н.Терского и О.С.Кель было проведение опытного исследования в московской школе № 315 (директор в те годы – Г.Р. Черепашинец) по направлению «Развитие самостоятельности и творческой активности школьников» под руководством академиков АПН СССР Э.И.Моносзона и М.Н.Скаткина.
   Итоги исследования были опубликованы в сборнике «Развитие самостоятельности и творческой активности школьников» (Развитие самостоятельности и творческой активности школьников / Под ред. О.С.Кель и Г.Р.Черепашинец. М.: Просвещение, 1964.), а на базе школы № 315 Центральным ИПК руководящих работников народного образования был позже проведён Всесоюзный семинар-практикум по внеклассной работе. Для его проведения В.Н.Терский был вызван из Знаменска в Москву.
   В.Н.Терский всячески старался продвигать воспитательный и учебный опыт А.С.Макаренко. В 50-60-е годы им был опубликован ряд статей в журналах «Вожатый», «Народное образование», «Советская педагогика» и др., а также статьи в «Учительской газете», «Комсомольской правде», «Пионерской правде» ( Терский В.Н. Наука управления у А.С. Макаренко. «Детская литература», 1963 № 3). Виктор Николаевич выступал с практикумами по рисованию, внеклассной клубной работе перед пионервожатыми воспитателями и учителями, в институтах усовершенствования учителей, дворцах и домах пионеров в целом ряде городов страны: Калининграде, Москве, Перми, многих городах Молдавии. На основе конспектов к этим занятиям в 1965 году им была подготовлена книга «Вожатый, ты — педагог!» (Терский В.Н. Вожатый, ты — педагог! М.: Молодая гвардия, 1965. 109 с.), позже переиздававшаяся в 1975 и 1984 годах.
   Некоторые из этих начинаний, к примеру, постановку фильма о системе кружковой работы у Макаренко по уже подготовленному В.Н.Терскому сценарию, к сожалению, так и не удалось осуществить.
   Последним печатным трудом В.Н.Терского оказалась написанная совместно с О.С.Кель вышедшая в 1966 г., уже после ухода Виктора Николаевича, книга «Игра, творчество, жизнь». Основное её содержание составил собственно труд В.Н.Терского, посвящённый системе, принципам и примерам клубной работы в коллективах под руководством А.С.Макаренко, а О.С.Кель сопроводила его в приложении подробными дополнениями и пояснениями.
   Последние годы В.Н.Терский жил и трудился в г.Знаменске Калининградской области, где о нём по сию пору сохранилась благодарная память.
   За свой огромный труд он был награжден орденом Ленина и удостоен звания заслуженного учителя школы РСФСР.
   Вот что писал сам А.С.Макаренко писал о В.Н.Терском:
   "Я дрожал, как бы его у меня не сманили. Он был удивительно весёлый человек. Он меня заражал и воспитанников заражал буйным своим весельем..."
   Виктор Николаевич был мастером на все руки.
   Прекрасный художник, чудесный актер, создатель сказок, игр-импровизаций, изобретатель приборов, он умел обращаться со всеми существующими инструментами, знал правила всех игр, был знаком с устройством всех машин. Отличный шашист, лучший рыболов области. Терский был руководителем секции велосипедистов, тренировал юных самбистов. Вместе с ребятами выпускал стенгазеты длиной 20 метров, а также принимал участие в постановке спектаклей, где исполнял и женские роли.
   Вспоминая о В.Н.Терском, один из его воспитанников писал: "Общий любимец. Человек-мать, не отец, а да-да мать... У каждого из нас осталось что-то от него, этого чудесного человека".

В.Н.Терский, О.С.Кель. Игра, творчество, жизнь.- М.: Изд-во "Просвещение", 1966.-303 c.

В.Н.Терский. Вожатый,ты педагог! 3-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1984.-78 c.

В.Н.Терский. Из письма к Н.А.Лялину (от 8 мая 1964 года)

Воспоминания о А.С.Макаренко "Слово и большом, настоящем друге", "Новички"

Воспоминания о А.С.Макаренко "Игра. Творчество. Жизнь."

На главную страницу